ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИССКУСТВА
ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ И ВЫЕЗДКИ
Выездка, в основе которой лежит наука о формировании и воспитании лошади, - понятие широкое. В нем сосредоточено гармоническое развитие организма и естественных способностей лошади, неразрывно связанных с подготовкой ее к той или иной работе.
Время и место возникновения искусства верховой езды и выездки таятся в глубине веков и всюду окружены различными мифами и легендами. Но если основываться на строго фактическом материале, то зачатки воспитательной работы с лошадью можно отследить только с IV века до н.э. С этого времени и принято вести историю культуры верховой езды и выездки.
Первой датированной ступенькой на этом пути считается XVI век, когда центром культуры, колыбелью выездки и ее законодательницей почти на столетие стала Италия. Тогда в Неаполе возникли первые школы верховой езды, где стремились не только насытить программу трудными, почти виртуозными упражнениями турнирной езды, но и ставили перед собой задачу подготовить лошадь и всадника к одиночному конному бою.
В XVII-XVIII столетиях в различных странах Европы появилась целая сеть школ верховой езды, академий и кавалерийских училищ. Здесь закладывались основы манежной выездки и так называемой высшей школы верховой езды, ставшей прологом к классической выездке.
Ныне принятая программа соревнований на "Большой Олимпийский приз по выездке" базируется на естественных движениях лошади, на четком выполнении простых элементов строевой манежной езды: шаг, рысь, галоп, повороты, принимания, осаживания, мягкие переходы от одного аллюра к другому. Из арсенала старой высшей школы сохранились пассаж, пиаффе и пируэты как ее классическая составляющая.
Выездка
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться12008-05-07 19:45:00
Поделиться22008-05-07 19:47:31
ПРАВИЛА ВЫЕЗДКИ
В России действуют программы по выездке, соответствующие международным правилам соревнований. Во все программы входит езда основными аллюрами - шагом, рысью и галопом и выполнение на них манежных фигур.
Большое значение придается правильности выполнения основных аллюров, их четкому ритму. На всех аллюрах лошадь должна идти энергично, без излишней торопливости или замедленности движений. Движения гибкие, непринужденные, спина лошади эластично колеблется под весом всадника. Переходы с одного аллюра на другой, а также изменение скорости движения выполняются точно в местах, предусмотренных программой езды - быстро, но не резко. Ритм аллюра четко сохраняется до остановки или перехода на другой аллюр.
На остановке лошадь стоит спокойно и неподвижно, ровно на всех ногах, в готовности по первому требованию всадника начать движение. Осаживание выполняется по прямой линии на число шагов, предусмотренное программой. При выполнении боковых движений корпус лошади равномерно сгибается от головы до хвоста вокруг шенкеля всадника. При движении вдоль стены отклонение от нее составляет около 30 °. Если при боковом движении голова лошади обращена к стене, оно называется траверс. Если же передняя часть лошади отклонена внутрь манежа, а хвост обращен к стене, упражнение называется ранверс. При принимании по диагонали манежа корпус лошади остается все время почти параллельным боковой стенке.
Элементами высшей школы верховой езды являются пируэт (полупируэт) на галопе, перемена ног на галопе через один или два темпа, пассаж и пиаффе. Пируэт - круг, выполняемый в два следа, радиусом, равным длине корпуса лошади. Лошадь двигается собранным галопом вокруг одной из задних ног, которая переступает почти на месте, четко отбивая такт движения. Пируэт или полупируэт (полукруг) выполняется и на собранном шагу; это упражнение входит во все программы по выездке.
Отредактировано Догма (2008-05-07 19:49:20)
Поделиться32008-05-07 19:50:18
Пассаж- короткая собранная и очень ритмичная рысь. Лошадь сильно сгибает запястные и скакательные суставы, высоко поднимая диагональные пары ног и как бы задерживая их в воздухе, из-за чего фаза подвисания выражена особенно четко. Эти движения эластичны и элегантны настолько, что, кажется, лошадь не касается земли.
Поделиться42008-05-07 19:52:07
Пиаффе - элемент, выполняемый на месте. Как и при пассаже, лошадь поднимает переднюю ногу до высоты половины пясти, а заднюю - до одной трети плюсны опирающейся ноги, но при этом не сдвигается с места. Переходы от пассажа к пиаффе и обратно должны быть легкими и плавными.
Независимо от сложности выполняемой программы всадник должен продемонстрировать легкость, непринужденность и гармоничность движений лошади, правильность ее реакции на воздействия средствами управления, которые должны быть почти незаметными, чтобы у зрителей создавалось впечатление, будто лошадь самостоятельно выполняет все упражнения.
Выступления участников международных соревнований по выездке оценивает коллегия из пяти судей, которые находятся в специальных кабинах в 5 м от короткой стороны манежа.
Всадник въезжает в манеж, останавливается на средней линии на указанной в программе точке и приветствует судей, которые с этого момента и до заключительного приветствия оценивают каждое упражнение, а также общую гармоничность движений лошади, посадку всадника и его умение управлять лошадью по десятибалльной системе. После окончания выступления в каждом протоколе подводится итог и из суммы оценок вычитаются штрафные очки за ошибки и превышение отведенного для выступления времени. Затем итоги всех протоколов суммируются. Полученное количество баллов переводится в проценты, которые показывают результат выступления спортсмена и занятое им место. Для окончательного определения победителей и призеров соревнований на Большой приз по выездке участники, показавшие лучшие результаты (от 3 до 12-в зависимости от числа стартовавших), выступают повторно по программе Большого специального приза.